Дамир Кривенко: «Живопись — мой язык красоты»

Я познакомилась с Дамиром Кривенко на недавнем вернисаже краснодарской художницы Ольги Трапицыной в художественной галерее «Белый квадрат». Он выделялся среди гостей не только своей принадлежностью к цеху художников. Чувствовалась явная причастность к этому событию.

Наш диалог с Дамиром в его просторной мастерской оживляют настоящие хозяева в квартире рыжие кот Мося и такса Дилан. Я рассматриваю живописные притчи — такие разные по сюжетам, технике исполнения, причудливые сплетения из разных времен и стилей. Внимательно вглядываюсь в детально проработанные каждый сантиметр холста, миниатюрные, отточенные фигуры, плотно прописанные небесные переливы. И вдруг замираю перед небольшим горным пейзажем. Ничего необычного. Присыпан снежком ковыль на переднем плане. Высокое небо. Линия гор с рассыпанными домами по склону. И такая сизая дымка, марево, сродни народной протяжной песне, что щемит душу.

— Дамир, вы успешный, узнаваемый, востребованный мастер со своими сложившимися почитателями. Ваши жизнеутверждающие картины — гимн Создателю, Красоте, Человеку.

«Аксайское ущелье» несколько выбивается из этого ряда. Мягкие тоновые переходы, сдержанный мазок, размытость контуров наполняют холст воздухом и звучат особо трепетно и лирично. И такая эмоциональность! Откуда? Вряд ли человек, никогда не испытавший подобное состояние, мог донести его до зрителя…

— Эта картина особая. О судьбе этого холста можно написать целую повесть. Полотно при транспортировке потерялось, его нашел местный житель, отыскал меня и вернул. Писал я этот пейзаж в сложные годы, перед отъездом из Алма-Аты. Тогда не только охота к перемене мест заставила мою семью покинуть этот город. И теперь, благодаря этой работе, мы каждый день можем видеть наши родные любимые места.

Мои родители: мать — искусствовед, папа — художник и архитектор, по зову Родины приехали в Алма-Ату из Питера и вместе с коллегами практически выстроили этот город, сформировали его самобытность. Работа моих родителей была отмечена и получила известность после сдачи спортивного комплекса «Медео». Для меня потом домом стала Прага, затем Санкт-Петербург, и вот почти 8 лет я в Анапе. Но и здесь, когда обстоятельства не позволяют осуществить общественно значимое дело, когда не могу достучаться до людей, в силах которых обогатить культурную жизнь города, это состояние некоей неудовлетворенности возвращается ко мне снова и снова.

— Ваши работы на религиозные сюжеты заметно отличаются свежестью восприятия традиционных канонов. Должно быть, вы глубоко верующий человек?

— Дело это сугубо личное, сакральное, не терпящее публичных обсуждений. Я к вере пришел путем долгих духовных исканий и с уважением отношусь к людям вне их принадлежности к какой либо конфессии.

— Не буду спрашивать о том, чем стала Анапа в вашей жизни и творчестве,- это ярко отражено в картинах. Почти все ваши творения не обходятся без теплого солнечного пятна, моря, характерной береговой линии. Даже в картине «Присутствие» в панораме у Спасителя угадываются анапские мотивы. Удивительным образом вам удалось обобщить характерные детали и создать художественный образ, который, не утрачивая конкретности, превращается в символ. Вы написали огромное количество работ. Количество переросло в качество?

— Работать приходится много. Но, как известно, ни одной сколь-нибудь значительной победы нельзя достичь без хорошо организованного тыла. У меня это моя семья: жена Татьяна Завизионная — замечательный художник, помощник и мудрый критик, сын Даниил — студент МГОУ им.Шолохова, и дочь Алина — старшеклассница.

— Как при таком плотном графике вы находите время для общественной работы? Много лет вы, невзирая на все препятствия, бьетесь над идеей объединения художников Анапы и всех, кому не безразлична духовность, судьба культуры и, в конечном итоге, судьба страны. Это ваше кредо?

— Скорее натура. Я вырос в музее, среди раритетов, ежедневного обсуждения художественных направлений, поисков путей воплощения мировосприятия. Мне здесь этого воздуха не хватает. Какие необыкновенные рисунки выполняют дети в художественных школах Анапы! Многие из ребят не станут профессионалами, но художественный вкус, желание прикоснуться к прекрасному останется в их сердцах. Я помню благодарные глаза зрителей на моей персональной выставке в отеле «Валентина». Жаль, что недостаточно мест, где бы такая категория горожан могла встречаться.

— А как же расхожее мнение о таинстве создания произведения искусства в одиночестве?

— Конечно, впечатления, знания, навыки накапливаются у каждого человека глубоко внутри. Но без дружественных критических замечаний, материальной поддержки и просто человеческого участия воплотить задуманное трудно, а порой невозможно.

— Вы собрали солидную коллекцию произведений анапских художников и не прячете ее, а стараетесь выставлять ее на всеобщее обозрение. Зачем?

— Эти замечательные полотна — достояние не столько Анапы, а всей России. Меняются социальные эпохи, правители, нравы, мода, а произведения искусства остаются. Живопись — это язык красоты!

— Желаю вам дальнейших творческих успехов. Верю, что суета будней не погасит огонек неравнодушия в вашей душе.

С вами Бог.